Определите правильное утверждение:
Определите правильное утверждение:
Определите новое явление в развитии сельского хозяйства Беларуси в первой половине XIX в.:
Примерно 24 тыс. лет до н. э. на территории Беларуси:
Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) выступала за:
Определите последовательность событий:
А — подписание Рижского мирного договора
Б — образование Литовско-Белорусской
В — начало проведения первой пятилетки в СССР
Г — образование Института белорусской культуры
Определите последовательность событий:
А — ликвидация Ставки Верховного Главнокомандующего российской армией в Могилеве
Б — образование Литовско-Белорусской ССР
В — второе провозглашение Советской Социалистической Республики Беларуси
Г — подписание Брестского мирного договора
Определите название произведения, автором которого является представленный на портрете деятель белорусской культуры второй половины XIX в.:
Основным способом добычи пищи в каменном веке было:
Литовско-Белорусская ССР (Литбел) была образована с целью:
Определите задачи новой экономической политики (нэп), которая проводилась в БССР с 1921 г.:
а — ликвидация товарного голода в стране
б — использование частных средств для восстановления хозяйства
в — проведение сплошной коллективизации сельского хозяйства
г — национализация всех средств производства
Определите сферу деятельности А. Адамовича, И. Чигринова, И. Науменко:
Установите последовательность событий, которые произошли в XVI—XVIII вв. в ВКЛ:
А — принятие Конституции 3 мая в Речи Посполитой
Б — заключение Берестейской (Брестской) церковной унии
В — интервенция Речи Посполитой в Россию
Г — крестьянское восстание в Кричевском старостве
По решению ЮНЕСКО в Список мирового культурного наследия внесен(-о):
Основателем первого в Беларуси ботанического сада, руководителем медицинской школы в Гродно, автором издания «Флора Литвы» является:
Вторая мировая война началась нападением:
Определите писателя, киносценариста, переводчика, уроженца г. Орши, автора романов «Колосья под серпом твоим» и «Черный замок Ольшанский», повести «Дикая охота короля Стаха»:
Установите соответствие.
А) «Букварь»
Б) «Великое искусство артиллерии»
В) «История польского народа»
Г) «Флора Литвы» («Литовская флора»)
1) А. Нарушевич
2) К. Семенович
3) Ж. Э. Жилибер
4) С. Соболь
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А2Б3В1Г4.
Установите соответствие между изображениями архитектурных памятников на землях ВКЛ в XIV—XVI вв. (современный вид) и их названиями.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться. Например: А2Б1B3.
Установите соответствие.
A) картограф, автор изданной в Амстердаме в начале XVII в. карты ВКЛ, которая считалась лучшей для своего времени
Б) православный епископ, сторонник унии с католической церковью
В) виленский воевода, канцлер, лидер кальвинизма в ВКЛ
1) Н. Радзивилл Черный
2) Т. Маковский
3) К. Терлецкий
4) П. Скарга
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Помните, что некоторые данные правого столбца могут не использоваться. Например: А3Б2B4.
Определите три характерные черты развития белорусской культуры во второй половине XIV—XV в.
1) Проникновение на белорусские земли западноевропейских художественных стилей
2) продолжение традиции летописания
3) распространение в культуре стиля классицизм
4) выход общественной мысли и образования из-под влияния церкви
5) широкое распространение иконописи
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 124.
Узнайте историческую личность и запишите только фамилию.
Известный представитель эпохи Возрождения, поэт-гуманист. Основатель белорусской ренессансной поэзии. В 1523 г. в Кракове издал поэму «Песнь о зубре», в которой прославлял белорусскую природу и прошлое ВКЛ времен Витовта.
Узнайте историческую личность и запишите только фамилию.
Родился в Пинском уезде, получил художественное образование в Париже, учился музыке у известного польского композитора Ф. Шопена. Художник-график, музыкант. Почти 25 лет путешествовал по Беларуси, Украине, Польше, Литве. Сделал более 1000 зарисовок мест и архитектурных памятников.
Установите соответствие.
A) ремесленники, которые жили в городе или около него и не входили в ремесленные цехи
Б) название участников отрядов самообороны (в официальных российских документах), которые воевали против российской власти во время войны Речи Посполитой и России в 1654—1667 гг.
B) представители крупного купечества в ВКЛ, которые занимались преимущественно внешней торговлей
Г) верующие-христиане, которые не придерживались господствующего католического вероисповедания в Речи Посполитой
1) портачи
2) шиши
3) диссиденты
4) гости
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Например А2Б3В4Г1.
Узнайте личность и запишите только фамилию.
Белорусский кинорежиссер, народный артист Беларуси, дважды лауреат Государcтвeннoй пpeмии Беларуси. Автор киноэпопеи по трилогии И. Мележа «Полесская хроника». Его кинолента «Через кладбище», снятая в 1964 г., по решению ЮНЕСКО отнесена к 100 лучшим фильмам мира.
Установите соответствие между элементами двух множеств (история Беларуси 1920 — 1930-х гг.).
А) введение новой экономической политики
Б) установление режима санации в Западной Беларуси
В) установление Советской власти в Беларуси
Г) проведение политики белорусизации
1) биржи труда
2) Облискомзап
3) постарунки
4) национал-демократизм
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А2Б3В1Г4.
Установите последовательность событий. Ответ запишите в виде сочетания букв. Например: АБГВ.
A) Присоединение к Полоцкому княжеству городов Витебск и Усвяты;
Б) первое упоминание в летописи о Полоцке;
B) битва на реке Немиге между киевскими князьями и Всеславом Брячиславичем;
Г) начало княжения Глеба Всеславича в Менске (Минске).
Установите соответствие. Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Помните, что некоторые данные правого столбца могут не использоваться. Например: А1Б4ВЗГ5.
А) принятие I Статута ВКЛ
Б) начало правления в ВКЛ великого князя Казимира
В) начало гражданской войны в ВКЛ между Свидригайло и Сигизмундом Кейстутовичем
Г) заключение Островского соглашения между Витовтом и Ягайло
1) 1332 г.
2) 1392 г.
3) 1432 г.
4) 1440 г.
5) 1529 г.
Установите последовательность событий. Ответ запишите в виде сочетания букв. Например: АБГВ.
A) Заключение Кейданской унии;
Б) принятие Конституции 3 мая в Речи Посполитой;
B) начало войны Речи Посполитой со Швецией;
Г) утверждение III Статута ВКЛ.
Установите соответствие между архитектурными памятниками, представленными на иллюстрациях, и стилями, в которых они созданы. Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться. Например: А1Б4В2.
А | Б | В |
1) псевдорусский стиль; 2) хай-тек; 3)рарт-деко; 4) ампир.
Установите последовательность событий.
A) Создание Литовско-Белорусской ССР (Литбел)
Б) создание Совета Народных Комиссаров (СНК) Западной области и фронта
B) провозглашение Белорусской Народной Республики (БНР)
Г) завершение советско-польской войны
Ответ запишите в виде сочетания букв. Например: ВАГБ.
Определите три характерные черты общественно-политической жизни Беларуси в середине 1990-х гг. — начале XXI в.
1) проведение безальтернативных выборов в органы управления
2) усиление государственного давления на церковь
3) формирование идеологии белорусского государства
4) интеграция с Российской Федерацией
5) принятие новой редакции Конституции Республики Беларусь
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 124.
Установите соответствие.
А) битва войск ВКЛ с татарами под Клецком
Б) принятие I Статута ВКЛ
В) Грюнвальдская битва
Г) перенос столицы ВКЛ в Вильно
1) 1323 г.
2) 1410 г.
3) 1435 г.
4) 1506 г.
5) 1529 г.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2ВЗГ4. Помните, что некоторые данные правого столбца могут не использоваться.
Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова из предложенного списка. Выбирайте их последовательно, мысленно вставляя в нужной форме.
В XI в. в Полоцкой земле уже была известна кириллическая письменность. Об этом свидетельствуют , обнаруженные надписи. На севере Беларуси в русле реки А)__________найдены большие валуны, на которых в XII в. были высечены кресты и одинаковая надпись: «Господи, помози рабу своему Борису». Грамотность была распространена и среди незнатного населения, о чем свидетельствуют Б)__________ обнаруженные в В)__________и Мстиславле.
Слова:
1) Западная Двина
2) Припять
3) Могилев
4) Витебск
5) фрески
6) берестяные грамоты
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Например: А1Б2ВЗ. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться.
Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова и даты из предложенного списка. Выбирайте их последовательно, мысленно вставляя слова в нужной форме.
Крещение Киевской Руси в А)___________году оказало значительное влияние на развитие культуры восточных славян. В XI в. в Полоцкой земле уже хорошо была известна Б)___________письменность. Берестяные грамоты, найденные в В)__________и Мстиславле, свидетельствуют о распространении грамотности среди незнатного населения.
Слова и даты:
1) 988
2) 992
3) кириллическая
4) латинская
5) Витебск
6) Могилев
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Например: А1Б2ВЗ. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться.
Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова из предложенного списка. Выбирайте их последовательно, мысленно вставляя в нужной форме.
Распространение христианства оказало значительное влияние на развитие белорусских земель в X−XIII вв. Благодаря ему появилась А)__________. После крещения распространилась письменность на Б)__________языке. Установление христианства содействовало развитию В)___________отношений.
Слова:
1) скульптура
2) фресковая живопись
3) родовые
4) феодальные
5) старославянский
6) латинский
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Например: А1Б2ВЗ. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться.
Определите три характерные черты общественно-политического развития Республики Беларусь во второй половине 1990-х гг. — начале XXI в.:
1) отсутствие конфликтов на религиозной почве;
2) принятие Конституции;
3) создание однопалатного парламента;
4) определение на Всебелорусских народных собраниях основных направлений внутриполитического развития;
5) закрепление президентской формы государственного правления.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения, количество цифр в ответе в указанных заданиях может быть разным). Например: 12 или 123.
Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова из предложенного списка. Выбирайте их последовательно, мысленно вставляя в нужной форме.
Генриховы артикулы А)___________власть короля в Речи Поснолитой. Право участия в управлении государством имело целое сословие — Б)___________, которое осуществляло свою власть через участие в В)___________.
Слова:
1) ограничивать
2) расширять
3) общий (вальный) сейм
4) магистрат
5) шляхта
6) мещане
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Например: А1Б2ВЗ. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться.
Определите характерные черты развития БССР во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг.
1) использование исключительно рыночных механизмов управления экономикой;
2) создание общественных организаций;
3) усиление роли коммунистической партии в жизни государства;
4) возникновение гражданских инициатив;
5) рост инфляции.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения, количество цифр в ответе в указанных заданиях может быть разным). Например: 12 или 123.